[Справочник] [Справочные статьи] [Мир искусства]

Мир искусства

Художественное объединение. Возникло в сер. 1890-х гг. из кружка студенч. молодежи, ядро к-рого составляли выпускники гимназии К. И. Мая: Ал-др Н. Бенуа, В. Ф. Нувель, Д. В. Философов; позже к ним примкнули Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок и К. А. Сомов. Первым публ. выступлением кружка стала "Выставка рус. и финляндских художников", организованная в 1898 Дягилевым в Музее Центр. уч-ща техн. рисования барона А. Л. Штиглица. В том же году Дягилев при участии членов кружка организовал журнал "Мир искусства", под эгидой к-рого в 1899-1903 состоялось 5 худож. выставок. В них, помимо художников-основателей кружка, участвовали И. И. Билибин, О. Э. Браз, М. А. Врубель, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, К. А. Коровин, Ф. А. Малявин, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Серов, П. П. Трубецкой, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яремич и др. В противовес академизму и передвижничеству члены "М. и." утверждали приоритет эстетич. начала, стремились к синтетич. восприятию иск-ва и выдвигали на первый план требование худож. индивидуальности. Свойственные их творчеству утонченная декорат. стилизация, изящная орнаментальность, преобладание графич. начала, использование мотивов рококо и ампира формировали эстетику рус. модерна. В их иск-ве получили развитие нац.-романтич. тенденции и ретроспективизм, осн. на любовном отношении к старине и многообразном использовании ист.-культурных реминисценций. Значит. успехов члены "М. и." достигли в области живописного и графич. портрета, ист. и гор. пейзажа (особенно петерб.), ист.-бытовой картины, существенно способствовали расцвету рус. книжной и журн. графики. Наивысшим воплощением идей синтеза иск-в стала их театрально-декорационная деятельность, связанная прежде всего с ежегодными Рус. сезонами за границей (1900-е - 10-е гг.). Важным направлением в деятельности ряда членов "М. и." и идейно близких к ним худож. критиков и архитекторов (Бенуа, И. Э. Грабарь, В. Я. Курбатов, Г. К. Лукомский, И. А. Фомин) стала просветит. работа, связанная с возрождением науч. интереса к истории СПб. и петерб. зодчества 18 - нач. 19 вв. В 1903-10 мирискусники входили в Союз рус. художников и участвовали в его ежегодных выставках в Москве и СПб. В 1906 Дягилев устроил выставку под назв. "М. и.", на к-рой к мирискусникам присоединились представители новейших течений (М. Ф. Ларионов, Н. Д. Милиоти, А. Г. Явленский и др.). Осенью 1910 в результате эстетич. разногласий группа петерб. художников во гл. с Бенуа вышла из Союза рус. художников и образовала объединение "М. и." (устав утвержден 27.6.1914). Новыми членами "М. и." стали Б. И. Анисфельд, Б. Д. Григорьев, Б. М. Кустодиев, А. Т. Матвеев, Д. И. Митрохин, К. С. Петров-Водкин, З. Е. Серебрякова, С. Ю. Судейкин, В. Д. Фалилеев, С. В. Чехонин, А. Е. Яковлев и др., а также арх. И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, А. В. Щусев. Пред. к-та об-ва: Н. К. Рёрих (1910-13), Лансере (1913-16), Билибин (1916-17). В 1910-17 "М. и." проводил ежегодные выставки в СПб. и Москве, к-рые вследствие участия представителей разл. худож. течений, постепенно утрачивали эстетич. единство. В нач. 1917 объединение распалось на петрогр. и моск. группы. В 1917 ряд членов "М. и." (Бенуа, Грабарь и др.) выступали с обществ. инициативами по переустройству худож. жизни России, позже обратились к музейно-орг. деятельности. Последние выставки петрогр. группы "М. и." состоялись в 1922 и 1924. В 1927-30 выставки группы "М. и." проходили в Париже, где к тому времени обосновались многие члены объединения. Выставки "М. и." состоялись в Музее ЦУТР (1899, 1900), залах АХ (1901, 1918), Пассажа (1902), Общества поощрения художеств (1903), Екатерининском зале на М. Конюшенной ул. (1906), здании 1-го кадетского корпуса (1910), доме на Невском просп., 45 (1912), доме Шведской ц. на М. Конюшенной ул. (1913), Художественном бюро Н. Е. Добычиной (1915-17), Аничковом дворце (1924).