[Справочник] [Справочные статьи] [Абстрактное искусство (В.В. Бычков)]

Абстрактное искусство (В.В. Бычков)

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (беспредметное, нефигуративное) — направление в живописи ХХ в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из основные направлений авангарда. Первые абстрактные произведения были созданы в 1910 г. Василием Кандинским и в 1912 Ф. Купкой. Эстетическое кредо Абстрактного искусства изложил Кандинский («О духовном в искусстве», 1910 и ряд др.). Суть его в том, что искусство, освободившееся от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее Духовное.

Абстрактное искусство развивалось по двум основным путям:

1) гармонизации “бесформенных” цветовых сочетаний;

2) создания геометрической абстракций.

Первое направление (главные представители — ранний Кандинский, Франтишек Купка) довело до логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в плане “освобождения” цвета от форм реальной действительности. Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью которых Абстрактное искусство стремилось выразить глубинные “истины бытия”, вечные “духовные сущности”, движение “космических сил”, а также лиризм и драматизм человеческих переживаний, т.е. переносило на живопись многие функции музыки.

Второе направление причисляет к своим родоначальникам Сезанна и кубистов; оно характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Оно имело ряд разветвлений: в России — лучизм Михаила Ларионова, “беспредметничество” Ольги Розановой, Любови Поповой, супрематизм Каземира Малевича; в Голландии — группа “Стиль” во главе с Питом Мондрианом и Тео ван Дусбюргом. Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую “простоту, ясность, конструктивность, функциональность” чистых геометрических форм “случайности, неопределенности и произволу природы” (ван Дусбюрг). После Второй мир. войны новое поколение абстракционистов (Дж. Поллок, де Кунинг и др.) восприняло от сюрреализма принцип “психического автоматизма”. У Поллока акцент в творческом акте перемещается с произведения (оно теперь не является целью творчества) на процесс создания картины, который становится самоцелью. Отсюда берет начало “живопись-действие”. Разновидностью А.и. в США с 50-х гг. становится “абстрактный экспрессионизм” (М. Ротко, А. Горки и др.).

Абстрактное искусство открыло новые горизонты выражения духовного только с помощью цвета и абстрактных форм, уведя искусство от повседневной эмпирии, практицизма, утилитаризма, социальной ангажированности. Однако работа только с цветом и формой требует утонченного художественно-эстетического чувства, которым обладают лишь единицы даже среди живописцев. Это сугубо элитарное искусство, поэтому в мире абстрактных полотен ХХ в. встречаются лишь единицы действительно выдающихся произведений, поднявшихся на уровень классики. Среди них многие работы Кандинского и Малевича бесспорно занимают первое место. Отказавшись от использования изобразит, принципов, органически присущих живописи как виду искусства, Абстрактное искусство абсолютизировало эстетическую значимость цвета и абстрактной формы и тем самым в целом значительно сузило изобразительно-выразительные возможности живописи. Собственно живописные находки Абстрактного искусства (в области гармонизации цвета и формы, повышенной цветовой экспрессии) активно используются сегодня живописцами самых разных направлений, а также в дизайне, в оформит, искусстве, в театре, кино, телевидении, во многих современных арт-практиках.

В.В. Бычков