[Справочник] [Персоналии] [Дуйсбург Тео ван ]

Дуйсбург Тео ван

голландский художник

1883-1931

"Цель природы - человек, цель человека - стиль".

Родился в 1883 в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини.

Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. В этой области проводил исследования совместно с Ж.Р. Удом и Ж. Вильсом. В 1916 создал в Лейдене с Удом художественную группу "Сфинкс", которая, однако, просуществовала недолго. В 1917 знакомится с П. Мондрианом, с которым основывает группу и журнал "Стиль". Члены группы работали самостоятельно, некоторые из них не были даже знакомы между собой. Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию неопластицизма и элементаризма.

Группа "Стиль" объединяла художников и архитекторов и пропагандировала "радикальное обновление искусства". Журнал служил трибуной "для создания единого интернационального модуля в Жизни, в Искусстве, в Культуре" посредством "чисто пластического произведения искусства", через создание равновесия между "универсальным и индивидуальным".

Дусбург явился идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама.

Одной из основных тем Дусбурга были вопросы жилья, в решении которых руководствовался принци-пом главенства организации внутреннего пространства над общей пластикой. По его мнению, каждый отдельный элемент, будучи проекцией чисто пространственной, должен быть открытым со всех точек "как кристалл, растворенный в универсальном пространстве".

В 1926—1928 годы ван Дусбург работает совместно с Гансом Арпом и Софией Тобер-Арп над перестройкой и оформлением ночного ресторана и дансинга «Л'Обетт» в Страсбурге, расположенных в старом здании, созданном архитектором Ф. Блонделем совместно с X. Арном.

В 1929 году архитектор переезжает жить в Париж, где строит собственный дом и студию в Медон - Вал-Флери (1929-30). Для защиты своей художественной позиции, не совпадающей с манерой Мондриана, художник излагает свои идеи в изданном им в 1930 году журнале «Арт конкрет», вышедшем всего один раз.

Смерть Дусбурга в 1931 г. ознаменовала конец группы "Стиль". Несмотря на кратковременность существования группы и преимущественно теоретическую ее ориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые выделил и определил ван Дусбург, остаются живыми, состоятельными и сегодня.

Ссылки:

http://www.peoples.ru/art/painter/doesburg/ - О Тео ван Дусбурге)

http://www.px-pict.com/6/2/3.html - В составе группы De Stijl

http://oseculoprodigioso.blogspot.com/2007/03/mondrian-piet-neo-plasticismo.html -