[Справочник] [Персоналии] [Франтишек Купка ]

Франтишек Купка

1871 - 1957

23 сентября 1871 Опочно, Чехия - 21 июня 1957 Пюто, Франция

Чешский художник, представитель модерна, ставший одним из основоположников абстрактного искусства. Жил и работал в основном во Франции, поэтому часто считается французским художником. Родился в семье ремесленника. Учился в Пражской (1881-1891) и Венской (1891-1892) академиях художеств, с 1895 обосновался в Париже, где посещал академию Р.Жюльена. В религиозно-философском плане испытал большое воздействие теософии, а в плане политическом — анархизма. Зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды, с 1900 активно работал как карикатурист и иллюстратор в парижских журналах и анархистской прессе (под псевдонимом «Поль Реньяр»).Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков «Мир», «Деньги», «Проституция» (1902-1904). Оформил своими иллюстрациями целый ряд книг, в том числе многотомный труд Э.Реклю «Человек и земля» (русский вариант этого издания вышел в 1906-1909). Главной сферой его творчества со временем стала живопись. Увлеченный, наряду с теософской мистикой, научными теориями света и цвета (от И.Ньютона до М.Шеврейля), Купка перешел от символизма и неоимпрессионизма (Автопортрет с женой, 1908, Национальная галерея, Прага) к беспредметным композициям.

Среди характерных работ последнего рода — Космическая весна (1911-1920, там же), Красные и синие круги (1911-1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После того как мастер принял участие в выставке «Золотое сечение» (1912), где тон задавали близкие по духу картины Р.Делоне, его тоже стали причислять к орфизму. С другой стороны, критика именовала стиль Купки также и «музыкализмом», тем более что он любил давать своим произведениям названия типа «ноктюрн» или «фуга». В сравнении с Делоне его творчество обычно выделяется более строгой разметкой цветовых зон; добиваясь оптической иллюзии движения, он либо располагал их вертикально или диагонально в виде полос (серия Вертикальные планы, 1910-1913), либо компоновал концентрически, в том числе спиралевидно (серия Диски, 1911-1912). Иногда цвета Купки плавно переходят друг в друга, словно сама их шкала рождается у нас на глазах из некоей «космической» пустоты. В 1919 занял должность профессора пражской Академии художеств, руководя студентами, посланными в Париж. Целый ряд его работ 1920-х годов обнаруживает воздействие футуризма и конструктивизма с характерным для них культом машин (цикл Синтез, 1927-1929, Национальная галерея, Прага). В 1930 стал одним из создателей группы «Abstraction-Creation» («Абстракция-Творчество»), стремившейся придать новый импульс развитию беспредметного искусства. Лаконический геометризм, изначально свойственный его зрелым вещам, дополнительно усилился в поздних произведениях, например в серии «С» (1935-1946). В последние десятилетия своей жизни уединенно жил и работал в Пюто (предместье Парижа). Умер Купка в Пюто 21 июня 1957.