[Справочник] [Персоналии] [Грюневальд (Матиас Нитхардт)]

Грюневальд (Матиас Нитхардт)

немецкий художник

около 1470/1480 — около 1528

О раннем периоде жизни и творчества художника мало известно; среди его учителей называют М. Шонгауэра и Х. Хольбейна Старшего, возможно, он побывал в Нидерландах, а затем работал в Ашаффенбурге (1504—1526), где с 1508 года был придворным живописцем и руководителем построек архиепископов и курфюрстов Майнцских, во Франкфурте-на-Майне (1509—1511 и 1527), Изенхейме (1512—1515) и Галле (1528). Подлинное его имя, забытое на долгое время и замененное в XVII веке прозвищем Грюневальд, было установлено лишь в начале ХХ столетия.

В немецкой живописи этой поры Грюневальд представляет искусство, связанное с мистическими движениями, с глубоко личным, субъективным переживанием христианских ценностей, с остро эмоциональным восприятием и трактовкой евангельских событий, соотносимых с современной ему действительностью. Темы и образы всех произведений художника почерпнуты из Священного Писания или Жития святых. Вместе с тем в них постоянно ощущается прямое воздействие драматической истории Германии на переломе от Средневековья к Возрождению, от традиционного католицизма к новому истолкованию христианства, выдвинутому в начале XVI века деятелями Реформации.

Начало творческого пути Грюневальда относится к самым первым годам XVI века, когда были созданы два близких друг другу "Распятия" (ок. 1502, Базель, Художественный музей; ок. 1505, Вашингтон, Национальная галерея искусства) и "Поругание Христа" (ок. 1505, Мюнхен, Старая пинакотека). В них уже проявились характерные черты искусства мастера — трагизм восприятия жизни, подчеркнутая экспрессия живописного языка.

Поздние картины Грюневальда демонстрируют усиление экспрессивных тенденций. Таковы «Распятие» и «Несение креста» для алтаря из Таубенбишофсхейма (ок. 1525, Карлсруэ, Кунстхалле).

Творчество мастера Матиса Нитхардта — Грюневальда, открытое по-настоящему лишь в начале ХХ столетия, сыграло большую роль в развитии искусства этого века. Его считают одним из предтеч экспрессионизма. Произведения его вдохновляли многих деятелей культуры. В частности, известным немецким композитором Паулем Хиндемитом написаны опера и симфоническая поэма Художник Матис, навеянные судьбой и образами Грюневальда.

Лилия Алешина

Энциклопедия живописи и графики

 

http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=526