[Список Лекций] [Символизм] [Музыка символизма] [<<] [<] [^]

Символизм

Музыка символизма

Ф Клодон (http://www.morganaswelt.ru/library/articles/articles-and-essays/1319-claudon-symbolism.html) в качестве формального признака символизма в музыке указывает повсеместный расцвет симфонической поэмы, появление жанра песни.

Симфоническая поэма - наследие романтизма, точнее, "программной музыки", - обязана своим успехом литературным корням символизма. По своей сути эта форма призвана непосредственно выражать состояния души, тем более что музыка, в своей зыбкой экспрессивности, близко подходит к невыразимому, полубессознательному, к заклинанию. Симфоническая поэма символизма всегда имеет в основе антинарративность: именно поэтому Сен-Санс легко отличим от Франка, Сметана - от Скрябина, Дюка - от Шёнберга или Р.Штрауса. Однако примеры и той, и другой формы мы найдем у Листа: "Мазепа", "Гамлет" - драматические, театральные произведения, и партитура строится как повествование, в котором прослеживается сюжетная нить; зато "Орфей", "Прелюды" (сочинения 1854 г.) по духу близки к символизму, ибо здесь тема не получает ясных очертаний, - языковой строй поэмы, в отличие от драмы, определяется не описаниями, а впечатлениями. Кстати, полностью подтверждает эту точку зрения одна из последних вещей Листа - "От колыбели до могилы". Выбор чисто созерцательной, философской темы; богатая, тщательно разработанная инструментовка, виртуозность, усложненность текста - в силу всех этих особенностей сочинение 1882 г. стало одним из лучших образцов симфонической поэмы символизма; даже хроматизм - точный гармонический эквивалент "полутона" у Верлена и у живописцев - идет от Листа. "Знакомство с сочинениями Листа с точки зрения гармонии сделало меня другим человеком", - признается Вагнер Рихарду Полю! Таким образом, становится понятнее распространение этой музыкальной формы в Германии: двойное влияние Листа и Вагнера осеняет симфонические поэмы Штрауса, в частности "Смерть и преображение", "Так говорил Заратустра", "Жизнь героя", ранние сочинения Шёнберга ("Ясная ночь", "Пелеас и Мелисанда"). Однако следует заметить, что многие сочинения совершенно иного плана ("Поэма" Шоссона 1896 г., "Пелеас и Мелисанда" Форе 1898 г., "Психея" Франка 1887 г.) и даже явно революционные (обе "Поэмы" Скрябина, вещи Дебюсси - в частности его "Ноктюрны" 1899 г.) следует рассматривать в той же перспективе. Источником оркестровой музыки символизма является симфоническая поэма Листа; последние его сочинения в этом жанре вполне вписываются в эстетическую программу, разработанную литераторами.

Песня - другой жанр, свидетельствующий о существовании символистской музыки во Франции. Его литературные истоки очевидны вдвойне: эта форма имеет в основе поэтический текст, нередко принадлежащий перу поэта-символиста. В этом, как правило, и заключается главное различие между немецкой "Lied" и французской песней: немногие из немецких композиторов вдохновлялись поэзией символизма, можно упомянуть лишь Берга или Шёнберга, которые обращались к стихотворениям Бодлера, Рильке и Георге, перелагая их, впрочем, на язык слишком смелый, далеко ушедший от символизма. Что касается других музыкантов, чья поствагнерианская стилистика связана с символистским движением, то их увлекает литература "конца века" (Р.Штраус), экзотическая поэзия или фольклор (Вольф, Малер).

 

[<<] [<] [^]