[Список Лекций] [Поль Сезанн] [Позднее творчество] [<<] [<] [^]

Поль Сезанн

Позднее творчество

 После Третьей выставки художник отходит от импрессионизма, в 1879 г. уезжает из суетного Парижа в Экс, где остается до конца своей жизни. Произведения, созданные в 1880-х годах, относят к конструктивному периоду творчества художника. В своих полотнах он стремится как можно более полно отразить иллюзию глубины пространства, передавая каждое его изменение при помощи тончайших оттенков цвета. Одни из лучших произведений Сезанна, бесспорно, изображения горы Сен-Виктуар близ Экса, в которых он стремится найти новые сочетания цвета, формы и пространства.

Сезанн органично сочетал в себе талант практика с теорией. Он писал : " Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом. Нужно содействовать их обоюдному развитию, упражняя глаз путем наблюдения природы, интеллект путем логики ощущений, создающей выразительные средства. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Художник должен учиться писать на этих простых фигурах. Рисунок и цвет неразделимы по мере того как пишешь рисунок, и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становиться рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов - вот весь секрет рисунка и моделировки. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой."

Уединенный образ жизни художника, нежелание выставляться, приводит к тому, что после смерти папаши Танги, его картины, которые были у торговца, продаются за смехотворные суммы, от45 до 215 франков. Художник, никак не напоминавший о себе парижской публике, практически забыт. Писсарро, по-отечески относившийся к Сезанну, напоминает о нем Амбруазу Воллару, который открыл галерею на улице Лафит,41. Воллар, доверявший Писсарро, разыскал Сезанна и предложил ему сотрудничество. Результат превзошел его ожидания, Сезанн прислал ему 150 картин, он даже не смог показать их все. Так состоялась первая персональная выставка Сезанна, ему тогда исполнилось 56 лет. Выставка имела большой успех. Воллар провел еще две выставки, и публика с интересом относилась к вновь открытому художнику.

Так в последние годы жизни Сезанн приобрел известность, у него появилось много поклонников, к нему в Экс едут молодые художник, считающие себя его учениками, его картины успешно продаются за хорошую цену, что однако не радует художника. Успех его раздражает, ему не нравится шумиха вокруг его имени, вмешательство в личную жизнь.

Последние годы с 1890 по 1906 год получили название синтетического периода в творчестве Сезанна. В этот период он создает множество вариаций на тему "Купальщики", "Игроки в карты", Гора Сен Виктуар. До последних дней художник трудился на пленэре, окруженный молодыми художниками: Дени, Русселем, Боннаром, Бернаром. 15 октября 1906 года он отправился на этюд и попал под дождь. Тремя днями позже он скончался от скоротечного воспаления легких. Ему было 67 лет.

С именем Сезанна связано многое в искусстве Франции. Его особая манера в живописи породила множество подражателей, их даже называли 2сезаннистами". Художественные открытия Сезанна положили начало таким значительным явлениям двадцатого века как фовизм и кубизм.

 

[<<] [<] [^]